Вход на сайт

Для просмотра скрытых документов, пожалуйста, авторизуйтесь

Логин
Пароль
 

Хорошего настроения!!!-просмотр 

Полезные ссылки в интернет(кадастр)

Частные объявления (услуги,работа КИ)

Публичная кадастровая карта

ФИАС

ЕдиныйФедРеестрЮЛ

Даты, события

Госреестр КИ

Госреестр СРО(новый)

Личный кабинет(Росреестр)

Рейтинг Кадастровых Инженеров (Алтай)

НП "СКИА"

юридический адрес:
г.Барнаул пр. Сибирский, 43-2

офис:
г. Барнаул, п-т Ленина 154а корп.2, офис  2антр.

почту направлять на:

656036, г.Барнаул, ул. Речная 1-я, д.29,

Тихонову Е.В. (НП СКИА)

Тел. : 8 903 911 6717 

эл.адреc: partnerstvo-so@mail.ru

Главная Новости В российском законодательстве ...

В российском законодательстве не определен порядок принятия решения об установлении публичного сервитута


08 декабря 2009 г.

 

В указанном письме сообщается «В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Согласно п. 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, сервитут может быть установлен в интересах и по требованию как собственника недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), так и лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования (вне зависимости от того, в чьей собственности находится такой участок), а с учетом аналогии права (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) - и владельцем помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т.п.) таким правом не наделены.

С учетом изложенного сторонами соглашения об установлении сервитута могут являться федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении помещений в здании, либо владелец таких помещений, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с одной стороны, и исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка, - с другой.

В случае заключения такого соглашения исполнительный орган государственной власти области вправе (но не обязан), если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в пользу которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Необходимо отметить, что порядок определения такой платы в настоящий момент не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и в связи с этим не подлежат обязательному применению.

По мнению Департамента, соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29.07.2009 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Поскольку частный сервитут устанавливается соглашением, порядок и условия установления и осуществления такого сервитута должны быть определены таким соглашением. При этом, по мнению Департамента, соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

- сведения о сторонах соглашения;

- сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

- цели и задачи установления сервитута;

- пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

- размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

- иные права и обязанности сторон.

Следует отметить, что перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута, законодательно не установлен. По мнению Департамента, минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и, в случае если сервитут относится к части земельного участка, документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

По вопросу установления публичного сервитута необходимо отметить, что в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены».


Вернуться к ленте новостей